Наверх

Velkomin
á síðuna okkar!

 
» Биография
на правах рекламы

Биография

Бьорк Гвюдмюндсдоуттир (Björk Guðmundsdóttir) родилась 21 ноября 1965 года в Рейкьявике, Исландия. Ее отчим был хиппи (родители Бьорк развелись когда ей было 3 года) и Бьорк, таким образом, была настоящим "ребенком цветов", выращиваемым в свободной атмосфере хипповской коммуны.
Хотя название ее первого самостоятельного альбома "Debut" и предполагало, что это первая работа Бьорк, но на самом деле она была профессиональной вокалисткой с самого детства.

Ранние годы
В 1977 году в Исландии, когда Бьорк еще училась в начальной школе, вышел настоящий дебютный альбом Бьорк, который так и назывался - "Bjork". Она записала его в возрасте 11 лет, уже тогда показав себя упорным и целеустремленным человеком. Ее учительница из Рейкьявикской музыкальной школы принесла записи юной певицы на местную радиостанцию, где ими заинтересовался звукозаписывающий лэйбл Falkinn. Запись альбома проходила в августе - сентябре 1977 года на студии Хльоудрита в г. Хафнафьордуре. Мать Бьорк Хильдур Хауксдоуттир пригласила своих друзей - музыкантов басиста Паульми Гуннарссона и ударника Сигурдура Карлссона принять участие в записи, а те в свою очередь подошли к делу со всей серьезностью и привлекли к участию в записи лучших музыкантов Исландии. Всего в альбом вошло 10 композиций, среди которых было несколько исландских фольклорных песен и кавер-версии таких хитов 70-х, как "Christopher Robin" Мэлани, "Your Kiss Is Sweet" Стиви Уандера и "Fool On The Hill" The Beatles на исландском языке, кроме того в альбом также вошла инструментальная композиция "Jóhannes kjarval", которую Бьорк написала сама. В записи альбома Бьорк принимала участие не только как вокалистка, в нескольких песнях она исполнила музыкальные партии на флейте и клавишных. Альбом стал платиновым в Исландии. После выхода этой пластинки Бьорк получила очень большую известность в своей родной стране.
Бьорк уже стала известной, но пока только в Исландии.
В возрасте 14 лет она организовала панк-группу под названием "Spit and Snot", а вскоре джаз-фьюжн-проект "Exodus" (1979).
В 1981 году Бьорк и басист "Exodus" Якоб Магнуссон (Jakob Magnússon) образовали группу Jam-80, вскоре ставшую "Tappi tíkarrass". Этот проект выпустил EP "Bítið fast í vítið" на лейбле Spor. Через два года - в 1983 - вышел альбом "Miranda". После этого вместе с Эйнар Ёрн Бенедиктссон и Тором Элдоном (который позже стал ее мужем) она организовала группу Kukl ("Колдовство"). Они выпустили два альбома: "The Eye" (1984) и "Holidays in Europe" (1986) и были весьма успешной альтернативной группой, в том числе в Великобритании и США, ими заинтересовались мейджор-лейблы.
8 июня 1986 года у Бьорк и ее мужа и гитариста Тора Элдона, родился сын, названный Синдри. В тот же самый день была основана новая группа, включающая двух счастливых родителей, плюс несколько членов Kukl. К концу года они придумали окончательное название группы Sykurmolarnir, или, по-английски, Sugarcubes. Большим успехом для нового коллектива стал выпуск первого же сингла "Birthday" в 1987 году в результате подписания контракта с Elektra Records.
The Sugarcubes стали одной из редких исландских групп, которая смогла вырваться за пределы своей страны. Весной 1988 года в США был выпущен их дебютный альбом "Life's Too Good", который быстро стал англо-американским хитом. В последующие 4 года команда укрепила свою популярность и стала культовой в США и Британии.
Второй альбом "Here Today Tomorrow Next Week" (1989 год), однако, не принес такой же прибыли.
Параллельно работе с The Sugarcubes, в 1990 году Бьорк записала несколько джазовых стандартов и оригинальных композиций с джазовой би-боп группой "Trio Guðmundar Ingólfssonar". Свою работу с Трио, Бьорк начала с нескольких совместных выступлений в ночных клубах - ее голос идеально подходил для джазового вокала. Сам процесс создания альбома "Gling-Gló" очень необычен (чего стоит, например тот факт, что для записи 14 песен музыкантам потребовалось всего 17 часов совместной студийной работы). Альбом "Gling-Gló", к сожалению, был выпущен только в Исландии.
Так же Бьорк приняла участие в записи альбома "Ex: el" электронного проекта 808 State.
Хотя третий альбом The Sugarcubes 1992 года "Stick Around for Joy" - и был по-настоящему классным, группа распалась в том же году - столь напряженными к тому времени стали отношения между Бьорк и Элдоном. Слава The Sugarcubes уже сосредоточилась вокруг Бьорк, но так или иначе, она и сама все больше склонялась к "одиночному плаванию". [В 1998 году на лейбле Elektra/Asylum, с которым Бьорк сотрудничает уже много лет, вышел сборник The Sugarcubes "Great Crossover Potential" с 14-ю треками с вышедших ранее альбомов.]

Сольная карьера
1992-1996: поп-танцевальные начинания, Debut и Post.
После распада The Sugarcubes Бьорк с сыном в 1993 году переехала в Лондон, и начала сольную карьеру. Однако, вместо того, чтобы следовать изощренной гитарной линии The Sugarcubes, Бьорк погрузилась в мир танцевальной и клубной музыки.
Она начала работать с такими корифеями жанра, как Нелли Хупером (продюсером, который до этого был известен по Soul II Soul и Massive Attack), Underworld и Трики.
"Debut", ее первый альбом (если не считать исландской пластинки, которую она сделала в 11 лет), не только утвердил ее на новом художественном направлении, но и, став международным хитом, сделал из нее самую оригинальную звезду 90-х.
Первым результатом сотрудничества Бьорк и Хупера стал сингл "Human Behaviour", который увидел свет в июне 1993. Песня вошла в британский Top 40, подготовив успешное 3 место альбома "Debut". В течение 1993 года Бьорк не покидала британский хит-парад с песнями "Venus as a Boy", "Big Time Sensuality", а также "Play Dead" которую Бьорк записала c Дэвидом Арнольдом (David Arnold) для фильма 1993 года "The Young Americans". В США хиты "Human Behavior", "Big Time Sensuality" и "Violently Happy" активно крутили рок-радиостанции и MTV. Песни Бьорк были на ура приняты рецензентами и публикой по обе стороны Атлантики. В конце года влиятельнейший британский музыкальный еженедельник "New Musical Express" назвал "Debut" Альбомом Года, а Бьорк стала Вокалисткой и Открытием года по версии BRIT. "Debut" стал золотым в США и платиновым в Британии.
В течение 1994 года Бьорк записывала второй альбом с Нелли Хупером, Трики, Грехем Мэйси из 808 State, Skunk Anansie и Howie B. из Mo'Wax Records. Тогда же она выпустила ремиксы, участвовала в написании музыки к альбому Мадонны "Bedtime Stories" (для которого Бьорк написала песню "Bedtime Story") и выступила на MTV Unplugged. "Army of Me", первый сингл с грядущего альбома Бьорк, вышел весной 1995 года; он дебютировал на десятом месте в Британии и стал альтернативным рок-хитом в США.
"Post", второй альбом певицы, вышел в свет в июне 1995 года и получил хороший прием, добравшись до второго места в Британии и до 32-го в США. Коммерчески он стал не столь успешным, как "Debut", но помог Бьорк стать во второй раз лауреатом премии BRIT. Синглы с "Post" - "Isobel", "It's Oh So Quiet" и "Hyperballad" были успешными в Британии, но не в США.
Я назвала первые альбомы Debut и Post потому, что это было как «Бьорк уезжает из Исландии, путешествует по миру, работает с разными людьми, бла-бла-бла». Я знала, что запишу два альбома: Debut и Post — в сущности до и после. В этот раз продюсером была я сама. Я хотела быть собой, не той собой, которая ездит туда-сюда. Debut и Post были как бы дуэтные альбомы. Как бы меня заводил Нелли Хупер и наоборот, или как будто мы писали песни с Трики или Хоуи Би или Грэмом Масси. Здесь больше меня.
(из интервью Raygun, сентябрь 1997)

В конце 1996 года Бьорк выпускает "Telegram" - сборник радикальных ремиксов на песни с альбома "Post", в Штатах сборник выходит в январе 1997 года.

1997-2002: Искаженные биты, струнные, Homogenic и Vespertine.
Последний - не менее экспериментальный и яркий - альбом Bjork "Homogenic" вышел в 1997 году который стал поворотным в творчестве Бьорк. Он отличается от предыдущих концептуальностью и более смелыми экспериментами. На этом альбоме можно услышать результат сотрудничества Бьорк и японского аккордеониста Ясухиро Кобаяси.
Об этом альбоме информации довольно мало - и это не удивительно - он записывался более 6 месяцев в уединенной студии на юге Испании. Сама Бьорк в одном из интервью после его выхода назвала альбом "непростым". Известно, что очень сильное влияние на эмоциональный настрой "Homogenic" оказало покушение на жизнь Бьорк - в 1996 году 24-летний поклонник Рикардо Лопес послал ей по почте бомбу, начиненную серной кислотой и видеокассету, где он признается в своей любви к певице и под звуки песни "I Miss You" пускает себе пулю в висок (по другой версии Рикардо Лопес обвинял Бьорк в связи с чернокожим музыкантом Голди, в пользу этого говорит тот факт, что перед самоубийством Рикардо Лопес побрил себе череп и нанес на голову и лицо ритуальную раскраску). Бомбу успели перехватить и обезвредить работники Скотланд-Ярда (посылка была отправлена на домашний адрес Бьорк в Лондоне), но для певицы это стало серьезным психологическим шоком. Ее состояние в полной мере передалось в музыку. По словам Бьорк этот альбом выполнен в едином эмоциональном ключе, что отражено в названии. "Homogenic" - реально не существующее слово, оно ничего не значит, но имеется в виду цельность, однородность. Это качество альбома очень заметно в сравнении с предыдущими альбомами, которые представляли собой калейдоскоп стилей и музыкальных решений.
После выхода "Homogenic" Бьорк "задвинула" все свои музыкальные проекты ради работы над картиной Рарса фон Триера "Танцующая в темноте", в котором она также сыграла главную роль - иммигрантки из Чехословакии Сельмы.
Весной 2000 года за роль в этой картине Бьорк получила Золотую пальмовую ветвь в номинации "Лучшая женская роль" на кинофестивале в Каннах. Осенью того же года певица выпустила саундтрек "Selma Songs". Одну из композиций исландская певица записала в дуэте с вокалистом Radiohead Томом Йорком.
И вот теперь, после окончания работы и над фильмом, и над саундтреком к нему ("Selma Songs"), Бьорк продолжает трудиться над новым сольным альбомом .
Я всё время пишу песни, чтобы оставаться в здравом уме, на данный момент альбом ещё не закончен, но я уже сделала восемь или девять песен. Новый альбом будет прямой противоположностью "Homogenic". Это трудно объяснить, потому, что я нахожусь в середине работы над ним. "Homogenic" был наполнен противостоянием, был очень эмоционально противоречивым и очень драматичным и в смысле мелодичности струнных, и относительно сбивчивых ритмов. Все на 11… стероиды носились в воздухе. Если "Homogenic" был на одиннадцать, то моя новая работа будет на минус одиннадцать. Это очень счастливый альбом, тогда как "Homogenic", я думаю, был злым. А этот очень личный, очень спокойный и мирный, полная гармония человека с собой. После одержимости реальностью, темнотой, когда все время думаешь, что все остальное - дерьмо, вдруг, знаете, кажется, что придумать рай не так уж плохо. Раньше я считала, что это бегство от жизни. Этот альбом в большой степени о создании собственного рая, но где-нибудь под кухонным столом, так что он очень личный. Я вполне осознаю, что это искусственный рай, иногда даже в стиле Диснея - как, знаете, когда видится розовый Бэмби? Такого типа. Мне кажется на Homogenic розовых Бэмби не очень много. Vespertine - своего рода зимний альбом для меня. А Homogenic - очень летний, очень жаркий, палящая пустыня. Может, потому что я делала его в Испании - может, причина настолько проста.
(из интервью MTV news, март 2001)

На альбоме "Vespertine" (2001) присутствуют камерный оркестр, хоры, новая электроника (при участии группы Matmos). В последующем турне Бьорк выступала в театрах и операх Европы и Северной Америки вместе с Matmos, Zeena Parkins, гренландским хором и малым составом симфонического оркестра. До конца 2001 года было продано 2 миллиона экземпляров "Vespertine".
В августе 2002 года певица стала жертвой ограбления в собственном доме в Лондоне. Пока Бьорк безмятежно спала вместе со своим американским приятелем Мэттью Барни, неизвестные проникли в ее квартиру в районе Майда-Вейл и унесли дорогое звукозаписывающее оборудование.
В 2002 году вышли ретроспективный бокс-сет "Family Tree" (на нём присутствуют и ранее неопубликованные композиции) и ретроспективный сборник "Greatest Hits". В 2003 вышел бокс-сет "Live Box" из четырёх дисков с концертным материалом и DVD.

2003-2006: Medúlla и вокальное развитие.
В 2004 годы вышел очередной альбом - "Medúlla", музыкальной основой которого является вокал. Изначально предполагалось, что это будет альбом, записанный экспромтом, в противовес двум предыдущим пластинкам, работам чрезвычайно концептуальным. Однако в середине работы над пластинкой Бьорк неожиданно решила, что на пластинке не будет никаких других звуков, кроме человеческих голосов. В результате музыка на альбоме состояла из различных вокальных звуков (зачастую измененных после записи с помощью цифровых технологий), исполненных многочисленными гостями – исполнителем горлового пения по имени Тагак, певцом Майком Паттоном, бит-боксерами Разелом и Докакой, певцом и лидером группы Soft Machine Робертом Уайаттом и несколькими хорами. Несмотря на свою очевидно экспериментальную природу, альбом "Medúlla" поднялся до 14 места горячей сотни журнала Billboard, это самый высокий показатель певицы.
Бьорк отказалась от гастролей в поддержку альбома, однако выступила на открытии Олимпийских игр в Афинах в августе 2004 года, где исполнила песню "Oceania" на церемонии открытия. Во время песни ее платье цвета морской волны постепенно разворачивалось и в конце концов превращалось в огромную карту мира площадью 900 квадратных метров, парящую едва ли не над всем стадионом. С альбома "Medúlla" было выпущено два сингла, "Who Is It" и "Triumph of the Heart". На обе композиции были сняты клипы; все они вошли в специальный DVD "Medulla Videos", где были еще три клипа на песни с альбома, не демонстрировавшиеся на телеканалах. Осенью 2004 года, после катастрофического цунами в Юго-Восточной Азии, Бьорк запустила новый проект под названием "Army of Mixes", в рамках которого всем желающим музыкантам и поклонникам предлагалось создать свой ремикс на ее композицию "Army of Me". Получив более 600 ремиксов, Бьорк вместе с композитором Грэмом Мэйси, соавтором этой песни, отобрали двадцать самых лучших для выпуска отдельной пластинки. Все доходы от этого сборника (около 250000 фунтов стерлингов) пошли в пользу благотворительной организации ЮНИСЕФ.
Летом 2005 года Бьорк выпустила новую пластинку, состоящую из музыки к фильму "Drawing Restraint 9", снятого ее бойфрендом и партнером Мэттью Барни. Музыка на этой пластинке была в основном чрезвычайно экспериментальной, как и сам фильм – для того, чтобы отразить содержание фильма, в котором семейная пара оказывается на борту древнего японского китобойного судна, Бьорк изучала традиционную японскую музыку и много экспериментировала с нею.
2 июля 2005 года она приняла участие в международной серии фестивалей "Live 8", выступив в Японии.
В 2006 году она переиздала все свои альбомы, переписанные в формате DVD со звуком 5,1 в виде бокс-сета под названием "Surrounded". В ноябре 2006 года состоялась уникальная акция - группа The Sugarcubes воссоединилась на один вечер и дала специальный концерт в Рейкьявике.

2007-2010: Volta и мировое сотрудничество.
В начале 2007 года стала известно, что Бьорк вовсю работает над новой пластинкой. В интервью, предварявших выпуск альбома "Volta", певица объяснила, что ей хотелось вернуться к более ритмичной и заводной музыке. «Может быть, это случилось потому, что я сделала два или три весьма серьезных проекта подряд, - пояснила Бьорк, - и теперь мне хотелось снова почувствовать веселье, наслаждаться своей музыкой».
Шестой студийный альбом Бьорк под названием "Volta" вышел 8 мая 2007 года.
Как всегда, для своего нового альбома Бьорк собрала довольно неожиданную группу соратников и помощников. В первую очередь всех поразила новость о том, что Бьорк записала несколько песен с самым горячим продюсером современной поп-музыки Тимбалэндом. Их совместная запись длилась ровно три часа, и за это время они успели сочинить наброски к семи песням. На альбом вошли три из них - "Hope", "Innocence" и "Earth Intruders", ставшая первым синглом с альбома. Бьорк, правда, в одном из интервью намекнула, что она очень сильно переработала их оригинальные записи, и Тимбилэнд может и не узнать свои вещи. Вторым синглом был выбран трек "Innocence". Он появился в качестве цифровой загрузки на музыкальном сервисе iTunes Store 23 июля. Чуть позже (31 июля) он стал также доступен и в магазинах по всему миру. В отличие от других видеоклипов, снятых для Бьорк профессиональными клипмейкерами, видео на этот сингл было снято любителями. На официальном сайте Бьорк был объявлен конкурс на лучшее любительское видео для сингла "Innocence", который закончился 7 августа 2007 года. Победил видеоклип, снятый парой талантливых молодых людей, именующих себя Fred&Annabelle. Песню "The Dull Flame of Desire" в основе которой стихи Фёдора Тютчева Бьорк исполнила дуэтом совместно с Энтони Хегерти солирующий в коллективе Anthony and the Johnsons. Также на этом альбоме с Бьорк сотрудничали следующие достойные люди - продюсер Марк Белл, работавший с ней над альбомами "Homogenic" и "Vespertine", авангардные ударники Крис Корсон и Брайан Чиппендейл (участник оглушительно-громкого авангард-металлического коллектива Lightning Bolt) и духовая секция из десяти человек, составленная исключительно из исландских девушек.
Представитель лейбла One Little Indian, на котором Бьорк выпускается со времен своего дебюта, объявил, что компания возлагает самые радужные надежды на этот альбом – он наверняка станет самым коммерчески успешным их всех пластинок Бьорк, благодаря не только более доступному звучанию пластинки, но и запланированному 18-месячному гастрольному туру в поддержку альбома, открытому 1 апреля концертом в Рейкьявике и прошедшему во многих странах мира, в том числе в США, Канаде, Германии, Великобритании и Испании. Турне завершилось 15 августа 2008 г. в городе El Ejido, Испания.

2011: Biophilia, музыкальная природа и технология.
10 октября 2011 года вышел седьмой студийный альбом "Biophilia", который ещё в начале 2011 года был запланирован, как серия из десяти песен, выпускающихся в виде приложений iPad, начиная с июня 2011 года. Первый сингл "Crystalline" вышел 28 июня 2011 года.
По словам Бьорк, именно выпуск планшетника iPad подтолкнул её к концепции нового альбома и серии концертов, которые были организованы в рамках Манчестерского международного фестиваля.
"Biophilia" для iPad включает в себя около десяти отдельных приложений, которые размещены в одном главном приложении. Каждое из небольших приложений будет относиться к трекам с альбома, позволяя людям исследовать и взаимодействовать с темами песни или даже сделать совершенно новую версию из них. Приложение также будет обновляться до тех пор, пока не выйдет в релиз сам альбом. Каждое приложение включает в себя игры, связанные с песней, партитуры песен созданы Бьорк и Йонасом Сеном, анимация и музыкальные эссе написаны Никки Дайбином. Скотт Снайбб также стал исполнительным художником, который был выбран певицей ещё летом 2010 года для создания приложений, а также слайдов для живых выступлений (который скомбинированы с изображениями National Geographic, смешанные в прямом эфире из планшетных компьютеров на сцене), описывает, как Бьорк увидела возможности использования приложений, а не как отдельно от музыки, но и как жизненно важный компонент всего проекта. «Специальные» инструменты были также созданы для записи альбома. Катушка Теслы используется в качестве музыкального инструмента в песне "Thunderbolt".
В интервью по поводу выхода альбома "Biophilia" Бьорк сказала, что в отличие от предыдущих альбомов, "Biophilia" более структурирован. Именно то обстоятельство, что Бьорк его начала создавать предварительно продумав строение, помогло ей понять какие музыкальные краски и оттенки могут быть использованы. Хотя звучание альбома гораздо естественнее, но его внутренняя натуральная структура очень проработана. В работе над композициями Бьорк использовала компьютерные технологии со встроенными сенсорными экранами. Когда она начинала работу, то и не предполагала, что в дальнейшем будет использовать разработку приложений для презентации своей работы.
 

icelandculture.ru