Наверх

Velkomin
á síðuna okkar!

 
» » » Surrounded #5 Medulla
на правах рекламы
Разместил: Zeitgeist от 2012-11-21
  • 0

Surrounded #5 Medulla

Обзор бокс-сета


Автор: Сергей Уваров

Источник: ixbt.com


Surrounded #5 Medulla

Лейбл: Wellhart / One Little Indian
Дата оригинального релиза: 30 августа 2004 года
Дата выхода переиздания: 27 июня 2006 года
Последний на данный момент альбом Бьорк (если не считать саундтрек к Drawing Restraint 9) не имел такого коммерческого успеха, как Debut или Post. На синглах вышло всего три песни, и даже концертного тура в поддержку альбома певица решила не устраивать. Но то, что с первого взгляда кажется провалом Бьорк, на самом деле, является ее крупнейшим достижением. Пластинка произвела фурор в музыкальном мире, и даже те критики, которые прежде скептически относились к творчеству исландки, вынуждены были признать, что Бьорк — одна из самых ярких, удивительных и самобытных композиторов современности. Что же такого необычного в этом альбоме?

Прежде всего, Medulla — это целиком вокальный альбом. Для его записи был приглашен Исландский хор, а также ряд гостевых вокалистов, включая известных исполнителей народной музыки эскимоску Tagaq и японца Dokaka. Из привычных инструментов Бьорк оставила барабаны (по ее словам, они снимают напряжение) и фортепиано в одном из треков. Но основу музыкальной ткани составляют совсем не они, а сложнейшие вокальные партии, образующие причудливую полифоническую структуру. Но не подумайте, что услышите только пение — нет! Музыка наполнена вздохами, пришепетываниями, шорохами, стонами… Бьорк использует самые разнообразные звуки, которые только может издать человек. Эксперименты с человеческим голосом Бьорк начала еще в Vespertine, но кто бы мог предположить, что в свой следующий альбом она построит целиком на этом! Хорошо это или плохо? Спорный вопрос. Впрочем, одно можно сказать точно — ничего подобного раньше вы не слышали. Стоит вставить диск в проигрыватель, как вы попадаете в абсолютно новый мир, созданный по каким-то не поддающимся объяснению законам и подчиненный только одному человеку, имя которому — Бьорк!

Давайте пройдемся по трек-листу альбома.
1. Pleasure Is All Mine (03:26)
Вязкая, можно сказать, «удушливая» атмосфера начального трека захватывает слушателя с первых звуков. Изысканную, очень оригинальную мелодию обрамляют вздохи и стоны, а неторопливая, как бы усталая ритмическая пульсация подчеркивает неожиданные интонационные и гармонические обороты. В целом трек звучит несколько мрачновато, но именно он и является, наверно, наиболее показательным для всего альбома.

2. Show Me Forgiveness (01:23)
Одноголосная мелодия (Бьорк поет одна, без сопровождения) сочетает в себе причудливые изгибы мелодий из ранних альбомов и внутреннюю свободу (прежде всего, в плане ритма) народных напевов, на которые певица, по ее собственному признанию, и ориентировалась, создавая этот альбом. Но, несмотря на все достоинства, этот трек выполняет, скорее, связующую роль.
Surrounded #5 Medulla

3. Where Is the Line (04:41)
Одна из кульминационных песен в альбоме. Исключительный по силе эмоционального воздействия номер. Очень агрессивное, если не сказать враждебное звучание буквально повергает в ужас и отчаяние. Ни одна другая песня Бьорк не заряжена такой мощной отрицательной энергией.

4. Vokuro (03:14)
Впервые номерной трек в сольном альбоме Бьорк — на исландском языке, а не на английском (причем, в буклете перевода нет). Vokuro — это вольная обработка исландской народной песни. У Бьорк она звучит как настоящий многоголосный церковный хорал. Сдержанный, мудрый и возвышенный. Так что решение поставить этот трек после Where Is The Line, чтобы успокоить слушателя, вернуть ему душевное равновесие — более чем оправданное решение!

5. Öll Birtan (01:52)
Песня без текста (в классической музыке это называется вокализ). Отстраненное и какое-то медитативное звучание вокального ансамбля с многократным повторением одних и тех же слогов на одном-двух звуках прекрасно обрамляет импровизационную партию Бьорк. Голос певицы то взлетает над остальной музыкальной тканью, то опять ныряет в общую звуковую массу.
Surrounded #5 Medulla

6. Who Is It (03:57)
Трек звучит довольно оптимистично и просветленно, но в контексте предыдущих песен это воспринимается скорее как уход от существующих проблем, нежели их решение. Пожалуй, мелодия этой песни наиболее привычная и легкая для восприятия. По стилю она ближе именно к ранним хитам, хотя минималистичная аранжировка (только голос и барабаны) не позволяет забыть о том, что мы слушаем именно альбом Medulla.
Surrounded #5 Medulla

7. Submarine (03:13)
В седьмом треке Бьорк аккомпанирует ансамбль мужских голосов, при этом певица вступает только ближе к середине песни. Общее звучание — довольно мрачное.

8. Desired Constellation (04:55)
Одна из двух песен Medulla, в которой Бьорк применяет столь любимое прежде электронное сопровождение (вторая песня — Mouth's Cradle). Но, опять-таки, общее стремление к минималистичности проявляется и тут. Все сопровождение — буквально на двух-трех гармониях, поэтому основная нагрузка ложится на вокальную линию, которая предельно выразительна. И если в куплетах она захватывает лишь несколько нот, то в припевах (роль которых здесь выполняет одна фраза, повторяемая трижды, но с варьированием) голос Бьорк взмывает вверх.
Surrounded #5 Medulla

9. Oceania (03:24)
Девятый трек явно перекликается с Submarine. Но в Oceania певице аккомпанирует уже не мужской, а женский вокальный ансамбль. Да и общее звучание стало более мягким и светлым, хотя терпкие гармонии, полифонические наслоения и своеобразные ритмические фигуры (даже с небольшим оттенком танцевальности) не позволяют слушателю расслабиться.

Песня Oceania была написана Бьорк для Олимпиады 2004 года (Афины) и исполнена на церемонии открытия.
Surrounded #5 Medulla

10. Sonnets / Unrealities XI (01:59)
Краткая афористичная зарисовка для вокального ансамбля a capella (без сопровождения).

11. Ancestors (04:08)
Загадочные стоны, вздохи и стенания на фоне нескольких угрюмых фортепианных звуков, назойливо повторяющихся, как в медитативной музыке, отлично подошли бы для какого-нибудь мистического триллера о воскресших душах предков.

12. Mouth's Cradle (04:00)
Из всех песен альбома этот трек ближе всего к ранним хитам Бьорк. Хотя — изобретательное вокальное сопровождение все равно напоминает нам о том, что мы слушаем почти авангардную работу.

13. Midvikudags (01:24)
Еще один номер без текста (распев идет на отдельные ничего не значащие слоги). Кстати, Бьорк здесь — всего лишь один из вокального ансамбля, но никак не солирующий.
Surrounded #5 Medulla

14. Triumph Of A Heart (04:04)
А завершает альбом энергичная и оптимистичная песня, чем-то напоминающая Human Behaviour. Только если главный хит дебютного альбома Бьорк отличается очень необычной мелодией и пленяет какой-то детской наивностью, то Triumph Of A Heart производит почти юмористическое впечатление за счет сопровождения. Как и в большинстве треков Medulla, аккомпанирующий состав ограничен вокальным ансамблем и ударными. Вокалисты в течение всей песни издают самые невообразимые звуки, как будто забавляются и издеваются над слушателем, а в это время Бьорк как ни в чем ни бывало поет свою партию совершенно в духе ранних альбомов.
Surrounded #5 Medulla

Общие впечатления от альбома
Яркий экспериментальный альбом, который придется по вкусу далеко не каждому. Но нельзя не признать, что никому прежде еще не удавалось так удачно соединить поп-музыку и авангард. Как и Vespertine, Medulla содержит определенную концепцию: от первых трех «земных» треков через два исландских хорала (отпевание?) к «фантастическим» песням №№ 6-9, после чего — опять возвращение к «земной» музыке (ритмичные Mouth's Cradle и Triumph of a Heart). Только здесь нет той просветленности и райской чистоты, что была в Vespertine. В чем-то альбомы даже противоположны друг другу, хотя именно благодаря этой противоположности создается ощущение, что они дополняют друг друга. Белое (Vespertine) и черное (Medulla)… Инь и ян… С моей точки зрения, Medulla — гениальная работа, которая, как и большинство шедевров, опережает свое время. Возможно, по этой причине понять и полюбить Medulla очень непросто. Но, тем не менее, слушать альбом надо целиком — от начала и до конца, ведь это, по сути, единое произведение. И тогда можете быть уверены: впечатления у вас останутся надолго!

Издание
Surrounded #5 MedullaSurrounded #5 Medulla

Диск входит в комплект под названием (____________surrounded), который состоит из DualDisc-переизданий всех семи сольных альбомов Бьорк (за исключением детской пластинки 1977 года и двух альбомов с ремиксами — Telegram и Army Of Me: Remixes and Covers). Подробно об оформлении дисков из коллекции переизданий мы писали в статье про первый альбом из этой серии — Debut. Добавить можно лишь пару слов о буклете.
Surrounded #5 MedullaSurrounded #5 Medulla

Сложно понять, чем руководствовались дизайнеры диска, когда напечатали в буклете тексты песен черными буквами на темном фоне. Выглядит этот пример так:
Surrounded #5 Medulla

Сторона Audio CD
Объем — 462 Mb
Качество звучания аналогично прежним изданиям. С чтением диска проблем не возникло ни на стационарном плеере, ни на компьютере. Диск уверенно распознается CD Database, с помощью которой вы можете получить названия всех треков. Извлечение аудиодорожек программой EAC проходит без проблем.

Сторона DVD-Video
Объем — 4421 Mb
Зона: 0 (All region)
Видеостандарт: NTSC
Формат картинки: 1,33:1
Звуковые дорожка на аудиотреках: DD 5.1 (448 Kbps), DTS 96/24 (1536 Kbps)
Звуковые дорожки на клипах: PCM Stereo, DD 5.1 (448 Kbps), DTS 5.1 (768 Kbps)
Субтитры: отсутствуют
Surrounded #5 Medulla

Полноэкранное меню выполнено в стандартном для DVD Бьорк минималистичном стиле. Только фигурные буквы на однотонном фоне — больше ничего. Никакой анимации и озвучания не предусмотрено. Но самое печальное, что на диске полно UOP'ов (действий, запрещенных пользователю). Во-первых, при запуске диска придется просмотреть двадцатисекундный ролик с предупреждением о незаконном копировании и рекламой лейбла. Во-вторых, звуковые дорожки во время звучания музыки переключать нельзя — только через главное меню. В-третьих, нажать паузу тоже нельзя. Чтобы остановить воспроизведение музыки, надо нажать на кнопку Main Menu, но в этом случае повторное воспроизведение трека может начаться только сначала. Кроме того, нельзя перейти от одного трека к другому, функция ускоренной перемотки тоже заблокирована. Все операции, связанные с воспроизведением, выполняются только через главное меню.

На DVD представлены следующие материалы:

Клипы
Surrounded #5 Medulla

1. Oceania
Тема клипа довольно предсказуема — Бьорк в нем изображает морскую царицу. Но визуальное решение просто приводит в восторг. Режиссер Линн Фокс живописует морские глубины с таким чувством стиля и, можно сказать, эстетством, что клип хочется пересматривать снова и снова. Но самое интересное, что смена планов и движения камеры идеально соответствуют своеобразному ритмическому рисунку песни — музыка и видеоряд живут здесь одной жизнью!
Surrounded #5 Medulla

2. Who Is It
Описывать второй клип к альбому Medulla бессмысленно — это надо видеть. Другое дело, что помимо экстравагантности он в себе ничего не несет, но в фантазии режиссеру Дон Шэдфорс не откажешь. Интересно, что в клипе песня звучит иначе, чем в альбоме. В аранжировку Video Edit были введены колокольные сэмплы, благодаря чему трек приобрел более отстраненный и даже немного фантастический характер.
Surrounded #5 Medulla

3. Triumph of a Heart
Из всех клипов к Medulla это единственный сюжетный клип. Бьорк играет скучающую жену (или девушку), которой надоедает семейная жизнь в загородном доме, и она убегает на вечеринку в ночной клуб. Но, попав в неприятности, с радостью возвращается домой к своему партнеру. Вроде, вполне стандартный сюжет, только экранным «мужем» Бьорк режиссер Спайк Джонз сделал… кота! Разумеется, ассоциации с Human Behaviour напрашиваются сами собой. Правда, творение Мишеля Гондри все же оригинальнее и ярче, но будем объективны — сами песни тоже находятся в разных весовых категориях. Впрочем, Спайку Джонзу вполне удалось передать дух Triumph of a Heart, а большего от него и не требовалось.
Surrounded #5 Medulla

4. Desired Constellation
Полностью абстрактный клип, изображающий то ли звездное небо, то ли подводные глубины. Это клип-настроение, поэтому говорить о соответствии музыки и видеоряда довольно сложно. Но в клипе есть какая-то загадочная притягательность и особая внутренняя динамика, поэтому смотреть его совсем не скучно.
Surrounded #5 Medulla

5. Where Is the Line
Самый спорный и концептуальный клип к альбому. Режиссерское кресло заняла соотечественница Бьорк — Габриэла Фридриксдоттир. В итоге получился в высшей степени оригинальный арт-перформанс, слишком провокационный и противоречивый, чтобы оценивать его объективно. Скажу только, что некоторые кадры вызывают отвращение и брезгливость, а в целом после просмотра остается неприятное ощущение. Впрочем, по общему настроению видеоряд вполне соответствует музыке.
Surrounded #5 Medulla

Общие впечатления от клипов
Как и сам альбом, клипы к нему могут вызвать самые противоречивые эмоции. Но если говорить объективно, то перед нами смелые и неординарные ролики, отлично сочетающиеся с музыкой и обладающие самостоятельной художественной ценностью.

Качество видео на клипах не улучшилось по сравнению с предыдущими изданиями. Анаморфа как не было, так и нет, а значит, четкость картинки по-прежнему довольно средняя. И если в клипе Oceania «размягченность» изображения не вызывает отрицательных эмоций, то остальным роликам снижение детализации явно не идет на пользу. Плюс ко всему, общее впечатление сильно портят заметные цифровые дефекты: «построчность» изображения (особенно заметная в Where Is The Line), смазанности и артефакты сжатия (Who Is It, The Triumph Of A Heart), зернистость и зашумленность картинки (The Triumph Of A Heart).

Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video (28 минут)
Surrounded #5 Medulla

Документалка о создании клипа Triumph Of A Heart очень интересна и познавательна. Мы можем послушать впечатления людей, участвовавших в записи песни и съемках клипа, и понаблюдать, как Бьорк записывала танец с котом-гигантом в конце клипа (раскрою секрет: вместо настоящего животного в этой сцене мы видим большую куклу, управляемую человеком). Кстати, самого кота по кличке Ницше нам тоже покажут.
Surrounded #5 Medulla

Качество видео на документалке довольно среднее.

Medulla 5.1 Mix (46 минут)
Теперь самое интересное: качество звука. Прежде альбом Medulla уже выходил с шестиканальным звуком высокого разрешения, причем в обоих форматах — SACD и DVD — A. Поэтому наша задача — разобраться, какое из изданий Medulla является на данный момент наиболее предпочтительным. Но для начала — пара слов о «конкурентах» нашего испытуемого.

Medulla Special (DVD-Audio + DVD-Video)
Surrounded #5 Medulla

На первом диске комплекта представлена полная аудиопрограмма альбома Medulla в DVD — Audio, DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo, а также любопытный сорокаминутный документальный фильм о создании записи альбома. На втором диске расположились все пять клипов к Medulla (со звуком DTS 5.1, DD 5.1 и PCM Stereo) плюс документальный ролик о создании клипа A Triumph Of A Heart. Диски упакованы в super jewel case (aka «стекло») в картонной суперобложке.

Кстати, диски из этого издания выходили и по отдельности, причем DVD-A был выпущен под двумя названиями — The Inner Or Deep Part Of An Animal Or Plant Structure (позиционировался, как документальный фильм с бонусом в виде аудиопрограммы альбома в DVD-A) и Medulla DVD Special (позиционируется, как альбом в DVD-A с бонусом в виде документалки). Клипы выходили под названием Medulla Videos (ролик Triumph Of A Heart: Stories Behind The Music Video прилагается).

Medulla Limited Edition (Hybrid SACD)
Surrounded #5 Medulla

Лимитированное издание альбома Medulla представляет собой конверт с двумя кармашками, в одном из которых — диск, а в другом — постер Бьорк (на обратной стороне постера тексты песен и credits).

Мы решили провести детальное тестирование аудиочасти всех трех изданий и сравнили многоканальные дорожки на SACD и DVD-A с DTS-треком на DualDisc. Наша работа состояла из двух этапов:
  1. Объективное тестирование (спектральный анализ аудиопотока)
  2. Субъективное тестирование (прослушивание дисков на качественной шестиканальной акустике доступной ценовой категории и на профессиональной Hi-End стереосистеме).

Первый этап анализа (объективный) выявил интересную особенность всех трех дисков. Частотный диапазон на них оказался существенно заниженным.
Surrounded #5 Medulla
Surrounded #5 Medulla
Surrounded #5 Medulla

На скриншотах (первый — SACD, второй — DTS 96/24, третий — DVD-Audio) видно, что частотные характеристики аудиодорожек ненамного превышают стандартные значения для Audio CD. Даже DVD-Audio не задействует весь частотный диапазон. Таким образом, можно утверждать, что представленная фонограмма не использует основные преимущества форматов высокого разрешения. Тем не менее, полученные результаты прямо указывают на превосходство DVD-Audio: несмотря на странные провалы в районе 22 кГц и паразитный призвук около 34 кГц, звучание DVD-A должно быть более насыщенным и чистым. Но — посмотрим, как ситуация обстоит при прослушивании.

Сначала мы прослушали один и тот же трек на акустике доступной ценовой категории (универсальный DVD-плеер Pioneer DV-585A, активные 5.1-колонки Microlab AH-500).

Шестиканальный микс на всех трех дисках произвел очень благоприятное впечатление. Все спикеры задействованы по полной, средние частоты звучат естественно, а бас добавляет саунду глубины. В целом звук объемный и насыщенный. Впрочем, различия форматов на этой акустике не проявились. Поэтому главным испытанием для наших «подопечных» стало прослушивание на студийных мониторах высшей ценовой категории. Конфигурация системы следующая:

в качестве транспорта использовался SACD/DVD-A плеер Pioneer DV-757Ai, подключенный по цифре (многоканальный безджиттерный интерфейс FireWire) к AV-ресиверу Pioneer VSX-AX5i, работающему как декодер/ЦАП/предусилитель. Далее сигнал поступал по балансному интерфейсу к активным мониторам ADAM S2.5A. Тестирование проводилось в акустически обработанном помещении.
Выводы следующие:

Во-первых, диски действительно звучат по-разному. Это лишний раз подтверждает, что даже форматы с одинаковыми паспортными характеристиками не идентичны и потому вносят свои коррективы. Однако нельзя сказать, что различия между дисками очень существенны. Особенности форматов проявляются в деталях и нюансах, которые могут быть выявлены только на акустике высокого класса.

Во-вторых, безусловного лидера среди форматов назвать нельзя — у каждого меломана свои требования к звуку, поэтому те особенности записи, которые раздражают одного, могут прийтись по вкусу другому. Наши симпатии оказались на стороне DVD-Audio, саунд которого порадовал естественностью и сбалансированностью. Тогда как на SACD обнаружились легкие шумы и дефекты в высокочастотном диапазоне. Скорее всего, эта звуковая грязь является абсолютно естественной (то есть дефекты появились еще в процессе записи, а не во время микширования и мастеринга), поэтому некоторые аудиофилы могут счесть подобный саунд более живым и натуральным, но нам подобная резкость показалась чрезмерной. К тому же, есть вероятность, что это просто дефекты от специфической оцифровки в формат DSD или какого-то другого специфического мастеринга под DSD. В этом случае, отсутствие должной обработки с целью удаления этих шумов тем более кажется необоснованным. Что касается DTS 96/24, то его звучание оказалось более мягким и нейтральным, хоть и не столь детальным, как на SACD. Тем не менее, выбор между SACD и DTS 96/24 был сделан в пользу последнего.
В-третьих, ни один из трех дисков не смог раскрыть возможности акустики и форматов высокого разрешения (что, впрочем, было видно уже из объективного тестирования).

Для сравнения мы записали DVD-A с тестовой композицией (24 bit / 96 kHz), в которой задействован полный частотный спектр.
Surrounded #5 Medulla

Неудивительно, что прослушивание записанного диска на той же аудиосистеме произвело большее впечатление — акустика заиграла в полную силу (в плане качества, а не громкости, естественно).

Общие впечатления от издания
Итак, подведем итоги по DualDisc-переизданию альбома Бьорк Medulla. Основное его отличие от предыдущих переизданий состоит в том, что на DVD-стороне помимо клипов представлен почти получасовой документальный фильм — прежде бонусов на дисках из комплекта (____________ surrounded) замечено не было. Тем не менее, DualDisc-издание по всем параметрам уступает двухдисковому DVD-изданию. Даже по таким мелочам, как наличие субтитров на документалке, отсутствие UOP 'ов, качество буклета и дизайн меню (сравните новые меню с представленными ниже скриншотами).
Surrounded #5 Medulla
Surrounded #5 Medulla

Правда, в DVD-издании допущена одна обидная оплошность: на клипах Who Is It и Triumph Of A Heart есть только стереотрек (DD 2.0 192 Kbps), хотя в меню указаны DD 5.1 и DTS 5.1. Впрочем, с остальными тремя клипами все в порядке. А коме того, цена двухдискового издания, разумеется, выше (примерно $35 против $20 за DualDisc).

Так что если вы готовы смириться со стереозвуком на двух клипах, и вам не жалко лишние $15, то выбор очевиден — надо искать Medulla Special (2 DVD). В противном случае — обратите внимание на DualDisc. Что касается SACD, то его мы можем порекомендовать лишь тем фанатам, которые не представляют своей коллекции без постера Бьорк.

Впрочем, у всех рассматриваемых изданий Medulla есть один довольно существенный недостаток: отсутствие бонус-трека Komið, который есть на японском CD-издании (также он доступен для скачивания пользователям iTunes). Этот небольшой номер a capella очень интересен по своему строению, но особое значение ему придавать не стоит. Тем не менее, обидно, что даже обладателям недешевого Special Edition придется раскошелиться дополнительно, чтобы получить полное представление о лучшем альбоме Бьорк.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 

icelandculture.ru